РУССКИЙ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВ МОНАСТЫРЬ (РОССИКОН) В РЕДКИХ И МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФОТОГРАФИЯХ И ИЗОБРАЖЕНИЯХ.

На берегу моря в 1894 г. вырос многоэтажный Преображенский корпус с тремя малыми храмами, больницей и гостиницей для паломников (6, с.70 и 102). В центре корпуса, на последних его этажах находился большой однокупольный храм Преображения Господня.

 

 

 

 

 

 

 

26. Вид на монастырь c восточной стороны. Из фотолаборатории Россикона (1910?). Фото иеромонахов Леонтия или Геннадия (?).

27. Преображенский корпус. Дата фотоснимка и его авторство неизвестны

28. Вид на монастырь (между 1867-1872 гг.). Из фотолаборатории Россикона. Фото иеромонаха Леонтия или иеромонахa Геннадия(?).

Фотоcнимок обнаружили в альбоме с видами афонских монастырей и скитов, принадлежавшего когда-то великому князю Константину Константиновичу Романову (См.: 10). Этот альбом был подарен великому князю русским Свято-Пантелеимоновым монастырем во время посещения им святогорских монастырей в 1881 г. Альбом хранится в Институте истории материальной культуры Российской Академии наук в Cанкт-Петербурге. Фотографии из альбома были опубликованы издательством "Индрик" в книге "Монастыри и Скиты Святой Горы Афон в фотографиях из альбома великого князя Константина Константиновича Романова".

29. На берегу моря (1908?). Из фотолаборатории Россикона (?)

30. Вид Россиконa с восточной стороны. Фото c книжной иллюстрации (См.:3).

31. Пожар в здании старого архондарика 5 февраля 2011 г. Фото неизвестного мастера (Cм.:3).


Автор этих строк в 2011 г. работал германским корреспондентом и переводчиком новостного сайта «Православной энциклопедии», которому о случившемся на Афоне пожаре сообщили святогорские монахи. Далее приводится текст новости о пожаре : «Сaлоники. Днем 5 февраля в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, в здании архондарика (гостиницы для паломников), расположенном на морском берегу, произошел крупный пожар. Об этом 7 февраля по телефону сообщил корреспонденту «Седмицы.Ru» насельник монастыря иеромонах Николай (Генералов). Возгорание и дым были замечены сначала на крыше гостиничного здания. Огонь пылал и между 4 и 5 этажами архондарика, отдаленного в ста метрах от главной порты (ворот) обители. Пожар, не угрожавший жизни монахов, трудников и рабочих, погасили пожарные, прибывшие на специальных машинах с «материка». Жертв среди людей нет. Но потолочные перекрытия здания серьезно пострадали и обрушились. По предварительным данным, пожар возник по причине износа старых отопительных труб, не выдержавших давление горячей воды, поступавшей из двух новых отопительных котлов, которые установили рабочие».


32. Вид монастырского ансамбля с востока ( между 1895 -1908 гг. ).

Это фрагмент картины, написанной маслом неизвестным художником. Фотография с этой картины произведена в январе 1971 г. В момeнт фотографирования произведение находилось в монастырской гостинице для почетных гостей. На ней изображены кафоликон, трапезная и большая колокольня, а также северное и восточное крылья зданий. Изображение большого прибрежного здания (1895 г.) датирует картину после этого года. Автор фотоснимка заметил, что на нем «не видна библиотека с достроенным в 1908 году последним этажом». По этой причине картина датируется иcследователем «между 1895--1908 гг.» ( 1, с. 323). На море видны два больших парохода, изображенных художником вне масштаба и перспективы. Они, по мнению экспертов, напоминают зрителям об «армиях» русских паломников, прибывавших в монастырь из Одессы (Там же).

Вид монастырских построек с запада

33. Вид монастыря с западной стороны. Из фотолаборатории Россикона (?)

34. Вид монастыря с дороги (1870?). Из фотолаборатории Россикона (?)

35. Монастырь в зимнее время. Январь 2000 г. Фото: А.Г. Холодюк

36. Вид монастыря с запада (1866 -1886).

Деталь написанной маслом картины, находившейся в момент ee фотографирования в конаке-келье «Святой Пантелеимон» в Карее. Ранее здесь была мастерская монаха и художника Серафима (1890? – 1970?), пишет исследователь (1, с. 316). На картине неизвестного художника представлен ансамбль монастыря в том виде, какой он имел после 1862 г. На первом плане видны монастырский огород и садовый домик скита монастыря Ксенофонт, находящиеся на правом берегу дельты потока Пурантас. На фоне реально существующего горного хребта условно обозначены монастырские постройки. Художник дал волю своему воображению и изобразил на картине вершину Афона, хотя с этого места ее совсем не видно (1, с. 317). Возможно, картина является «вариацией на тему старинных русских открыток» (Там же). Время написания картины относится к началу ХХ века, дата ее фотографирования в Карее не указана (См.:1).

37. Вид монастырских построек с запада (1835 ?)​

Эта цветная литография (198 х 288 мм), основой для которой послужил рисунок Г. Бирмана c изображением нового (Прибрежного) Свято-Пантелеимонового монастыря. После 1765 г. монастырь был перемещен на «новое прибрежное место Палиомонастырь», где ранее находился «малый монастырь Воскресения» ( 1, с. 311). За обителью видна малая церковь, служившая «кириаком монастыря Воскресения» ( Там же). Правее просматриваются полуразрушенная стена, а также старое двухэтажное здание с аркадами вокруг окон. По-видимому, эти здания, где жили монастырские рабочие, также принадлежали «малому монастырю».

38. Новый (Прибрежный) Свято-Пантелеимонов монастырь. Рисунок Г. Бирмана (?)

39. Михаил Тихоновский. Свято-Пантелеимонова обитель (вид с запада). Картина современного художникa.

 

Виды монастыря со стороны арсаны (пристани)

40. Россикон. Литография (1860). Автор неизвестен.

41. „Общий вид монастыря“.(1941). Архивное фото германской научной экспедиции на Афон. Лето 1941 г. (9, c.81).

42. Россикон. Французские боевые части приближаются к пристани. 1918. Aвтор фотоснимкa неизвестен (См.: 3).

43. Россикон (1917). Впервые фотоснимок опубликовал Пол Роберт (См.: 3)

44. Вид монастыря с моря. Около 1886 г.

Картина неизвестного мастера написанa маслом. Изображение монастырского ансамбля, считает исследователь, «довольно точное и соответствует реальности» (1, с. 320). Возможно, художник во время написания картины использовал фотографию Россикона. На картине отсутствует новая трапезная с высокой колокольней. Это дало повод автору комментариев датировать изображение «периодом до 1892 года». Большое прибрежное здание «находится в стадии строительства» (1896 г.). Исследoватель считает, что «неумелое изображение зданий свидетельствует о неопытности (художника.-Примечание автора) в исполнении архитектурных решений» ( Там же). Фото с картины, находившейся в гостинице для почетных гостей, произведено в январе 1971 г. (1, c. 321).


45. Вид на монастырь с парома. Фотография современного румынского мастера Богдана Панаита.


Продолжение следует

Литература:

1. Deutsches Archäologisches Institut (Berlin). Bildlexikon des heiligen Berges Athos von Paul M. Mylonаs. Band I., Teil I. Athlas der zwanzig souverönen Klöster. Heft II. Photographische Dokumentation der Landschaft und Klöster. – Wasmuth, 2000.

2. Bildlexikon des Heiligen Berges Athos von Paul M. Mylonаs. Band I , Teil I. Atlas der zwanzig souveränen Klöster. Topographie und historische Architektur. Heft III. Der Atlas: Karten und Tafeln. – Wasmuth, 2000.

3. "Athos Agion Oros. Pictures and stories about the Holy Mountain".– Электронный ресурс: http://athosweblog.com

4. Fennell N. The Russians on Athos. – Oxford, Bern, Berlin, Bruxelles, Frankfurt/M., New York, Wien:Verlag Peter Lang, 2001.

5. Шкаровский М. Православная Церковь и русские приходы Греции в годы Второй мировой войны. – См.:
Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25), c. 96 –134.

6. Афон. Составители: Горбачева Н., Пригорина Н. – Издание Русского на Афоне Свято–Пантелеимонова монастыря. – Москва, 2002.

7. Шкаровский М. История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Cерия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», Том IV. – 2015 ( Электронная версия).
 
8. Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь.- См. электронный ресурс: http:www.isihasm.ru

9. Mönchsland Athos. Mit beitragen von Pr. Dr. F. Dölger (München); Pr. Dr. E. Weigend (Prag) und Reichhauptsleiter A. Deindl. Mit 183 Abbildungen und 1 Karte. – München: Verlag F.Bruckmann, 1943.

10. Афон в альбоме вел. КН. Константина Константиновича. – Электронный ресурс: http://ippo.ru