Когда стране угрожает высокое половодье

14 марта 2017 года агентство "РИА Новости" сообщило, что "Россию ожидает крупнейшее за сто лет половодье".  Об этом первыми узнали участники пресс-конференции из уст руководителя Росгидромета Александра Фролова. "Максимально высокое половодье ожидается в этом году в России"... Эти строки я прочитал в компьютере, отдыхая в парке на берегу горной реки Изар, рассекающей город Мюнхен на две части и впадающей в Дунай. Раза два в году эта река широко разливается в баварской столице, правда, не причиняя ей особого вреда. Другое дело -- в баварских деревнях, расположенных на ее берегах в  Альпах, откуда и  берет свое начало Изар. 

Наводнения в Баварии приносят  немало вреда и о них ее жители узнают от специальных служб и  портала в интернете. Издавна сельское население Баварии обращается в своих молитвах к святому Зенону (hl. Zeno), епископу Веронскому -- известному миссионеру и ревностному проповеднику (день памяти 12/25   апреля).  Его имя в настоящее время  находится в списке самых почитаемых раннехристианских святых в католическом архиепископстве Фрайзинга и Мюнхена. К нему обращаются за помощью западные христиане во время наводнений и паводков.  Его почитают и  как покровителя детей и взрослых, имеющих симптомы аквафобии, замедленную речь и слабо развитый опорно-двигательный аппарат.  О святом Зеноне и его подвигах подробно рассказывают католические священники особенно тем людям, кто травмирован после гибели в катастрофах на море близких родственников, кто представляет воду как разрушающий и несущий опасность людям фактор. В Православной церкви верующие поминают этого   святого  как «священномученика Зинона, епископа Веронийского». Однако  российским верующим совсем немного известно о житии и прославлении этого святого  в  таких европейских странах, как : Германия, Австрия, Италия, Хорватия и др.

Имя «Зенон» (Zeno) является сокращением от греческого «Зенодот» (Zenodotos). На немецкий и русский языки «Зенодот» можно условно перевести как «Данный Зевсом». В России встречается и альтернативное написание имени св. Зенона -- «священномученик Зинон, епископ Веронийский». Год и место рождения св. Зенона точно неизвестны: в западной литературе называют дату его рождения «ок. 362-380?», а «Православная энциклопедия» -- «конец III-го -- начало IV-го в.». 
Богословы считают, что Зенон имеет североафриканское происхождение. Мол, не случайно статуя епископа  Зенона в веронской базилике Сан-Дзено Маджоре изображает его темнокожим. Местом рождения святого называют также Сирию, Грецию и, конечно, Верону. Неизвестно, когда и каким образом пришел к христианской вере и где принял монашество движимый миссионерским духом Зенон. По преданию, он добывал себе пропитание рыбной ловлей.  Святого Зенона  часто изображают не только с посохом и книгой в руках, но  и   с удилищем  и двумя рыбами. В древней веронской церкви Св. Зенона (Chiesa di San Zeno in Oratorio), построенной на том месте, где, согласно местной легенде, молился и рыбачил на берегу Адидже святой Зенон, ныне возвышается большая каменная глыба, на которой он якобы часто  сидел во время рыбалки. Неизвестно и  время появления «темнокожего проповедника» в Вероне, где 8 декабря 362 г.  Зенон был посвящен в сан епископа, обратившего многих веронцев ко Христу. Широко образованный епископ Зенон отстаивал в своих  проповедях и письменных трудах евангельские истины. Его  труды были  неизвестны  вплоть до открытия в 1508 г. вывезенной из Вероны в Венецию епископской библиотеки, где обнаружено  свыше ста его поучений.

 Имя Зенона впервые упоминается ок. 380 г. в одном из посланий святителя Амвросия Медиоланского, а  в V-м веке святой епископ Петроний   Бононский (Болонский) вспоминает о «дне памяти святого Зенона»,  называя его «выдающимся архиереем Христовым», «блаженнейшим пророком», прославившимся многочисленными чудотворениями,  совершаемыми на его могиле. Где и в какой церкви находилась первая могила веронского проповедника, неизвестно. Ее  местонахождение и перемещение в Вероне мощей святого до сих пор является объектом споров итальянских исследователей.
В сочинениях Григория I Великого (ок. 540 -- 604) повествуется о чуде в Вероне, произошедшем в 558-м году, когда во время наводнения вода остановилась на пороге той церкви, где якобы покоились мощи Зенона. Однако какую именно веронскую церковь имел ввиду Григорий I Великий, до сих пор неизвестно. История о чуде в Вероне обрела со временем легендарный характер и, начиная приблизительно с VIII в., была широко распространена в землях «севернее Альп», в частности, в Баварии. Верующие пересказывали друг другу, что однажды в Вероне протекающая через город и широко разливавшаяся река Адидже достигла церкви Св. Зенона. Главный  вход в нее был открыт, и вода, со всех сторон окружившая храм, не проникла в него. Вода в глазах  находившихся в храме людей будто бы и не была водою, а напоминала какую-то жидкую и в то же время твердую массу. Однако люди в храме смело подходили к остановившейся у дверей церкви воде и черпали ее  для питья. Это примечательное событие свидетельствовало западным христианам о праведности и святости епископа Зенона, ставшего небесным покровителем Вероны.

В латинских «Стихах о Вероне» (Versus de Verona; ок. 781 -- 810 г.) неизвестного автора рассказывается о разрушении св. Зеноном идолов и об обращении жителей города в христианство, сотворении им многих чудес и возведении  христианских церквей. Название базилики «Св. Зенона» упоминает Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» (Песнь XVIII: «Io fui abate in San Zeno a Verona // sotto lo'mperio del buon Barbarossa, // di cui dolente ancor Milan ragiona...»). Многие поздние источники, среди них и житие святого, пишут о мирной кончине епископа Зенона. Согласно немецким источникам, св. Зенон окончил земную жизнь 11 или 12 апреля 370/371 ( также -- 372 года ), а по другим данным, это случилось в конце III-го -- начале IV-го века.

В V-м веке на месте захоронения святого Зенона появилась небольшая церковь, а в 807 -- 810 гг. при участии епископа Радольфа (Ратольд) Веронского (ок. 770 -- между 840 и 858), построено новое здание, где поместили мощи св. Зенона. В течение последующих нескольких столетий его мощи несколько раз переносили из одной веронской церкви в другую, из-за чего с останками святого и местами их нахождения произошла довольно запутанная история.

21 мая 810 года в Вероне считается днем перенесения мощей, когда их фрагменты стали достоянием нескольких городских храмов. Церковные хроники Германии свидетельствуют, что в 830 г. мощи ( глава ) св. Зенона перенес на озеро Бодензе епископ Радольф ( Ратольд) Веронский, правивший в Вероне более сорока лет (с 799-го по 840-й год), но окончивший свою жизнь на германской земле. В начале X-го века после разрушения веронской церкви мощи св. Зенона некоторое время находились в кафедральном храме, но около 921 года их возвратили в сохранившуюся крипту. В 967 году при покровительстве императора Оттона I Великого, имевшего германское происхождение, было построено романское здание базилики, пострадавшее при землетрясении 1117 года. Часть ее фундамента послужила основанием для возведения нового здания базилики, построенной в 1120 -- 1138 гг. В 1450-е годы при правлении аббата Коррере веронцы считали, что «в крипте базилики мощей св. Зенона давно нет, и их увезли в Германию».

Известно, что в сентябре 1882 года Верона сильно пострадала  от  крупнейшего наводнения в истории города, разрушившего большую часть мостов и зданий. В XIX в. базилика Сан-Дзено-Маджоре оказалась в заброшенном состоянии. После обнаружения в ней останков первых веронских епископов базилику стали реставрировать, и в современном виде она предстала перед верующими и паломниками после 1988 года.

На внешних и внутренних стенах базилики сохранилось несколько работ неизвестных мастеров и знаменитых итальянских художников, выразивших через свои произведения любовь к св. Зенону. На входных дверях базилики немецкие мастера в XII в. изготовили бронзовые панно, на них представлены библейские сюжеты и три чуда св. Зенона. В левой малой апсиде установлена изготовленная в VIII в. из разноцветного мрамора неизвестным мастером статуя улыбающегося и темнолицего проповедника Зенона, покровителя Вероны. Лик святого запечатлен и на знаменитом алтаре-триптихе «Мадонна на престоле с ангелами и святыми» ( 1459; копия; оригинал находится в Лувре) работы Андреа Мантеньи.

К образу св. Зенона в XVI веке обращались и другие итальянские художники. Ныне в крипте базилики Сан-Дзено-Маджоре, в специальной стеклянной раке (urna di vetro) находятся обнаруженные  в 1838 году мощи св. Зенона. У верующих, стоящих в некотором отдалении от гробницы и созерцающих через металлическую решетку и стекло фигуру, одеяние святого, а также митру и серебряную маску на месте головы, создается впечатление, что в раке якобы хранятся полные мощи святого, а его десница является «нетленною». Собранные костные останки укреплены на изготовленном из проволоки объемном каркасе скелета, создающем впечатление целого тела. Митра является даром Папы Римского Льва XIII (1810 -- 1903).
О мощах святого Зенона широко заговорили в Вероне после 22 марта 1838 года, когда два католических священника из базилики Сан-Дзено-Маджоре обнаружили в построенной в XII в. крипте каменный саркофаг с неизвестными и хорошо сохранившимися мощами ( среди них была и глава). По распоряжению Веронского епископа Джузеппе Грассера (1782--1839) костные останки были исследованы специальной комиссией, пришедшей к выводу об их принадлежности именно св. Зенону. С этого времени в христианском мире  стало известно о существовании двух глав святого -- в Германии и Италии. Одна из них, очевидно, является фальсификатом. В нескольких немецких источниках упоминается, что перенесенные в 830 г. из Вероны мощи ( глава) св. Зенона  в период с 1725 г. по 1806 г. еще находились в церкви г. Радольфцель на Боденском озере.

Известно, что в 1839 году в Вероне состоялся праздник по случаю обнаружения мощей св. Зенона, однако тогда же началась и полемика относительно подлинности обнаруженных мощей. Новые их исследования начались в 1938 г. и продолжились в нашем столетии. В 2014 г. католический епископ Вероны Джузеппе Зенти и аббат базилики Св. Зенона монсеньор Джанни Балларини решили с помощью одного английского и нескольких итальянских ученых-экспертов из разных отраслей знаний вновь исследовать костные останки святого. Исследователи пришли к выводу, что «хорошо сохранившиеся останки» принадлежат страдавшему артритом мужчине в возрасте 50 -- 60 лет и ростом 165 -- 167 см, жившему в IV столетии. Радиоуглеродный анализ костей также датировал их IV веком. Это и послужило основанием для причисления костных останков именно св. Зенону, жившему в том же IV-м столетии. Несколько позже ученым удалось восстановить и предполагаемый портрет св. Зенона.
 
По мнению автора этих строк, ученым следовало бы провести также и сравнительное исследование костных останков, получив для этой цели и образцы мощей, хранящихся в Германии, чтобы установить их возраст и область происхождения. Не следует игнорировать или подвергать сомнению тот исторический факт, что правивший несколько десятилетий в Вероне епископ Радольф ( Ратольд) Веронский, участвовавший в строительстве второй церкви на месте захоронения св. Зенона и последующем сохранении в ней мощей этого же святого, мог перенести на германскую землю фальсифицированные мощи и тем самым ввести  в заблуждение многочисленных верующих за пределами северной Италии.
Уже в V веке началось почитание Зенона как святого и чудотворца. В посвященной ему церкви, где покоились мощи святого, происходили многочисленные исцеления. Слух об этом распространился по всей Северной Италии и приграничных с нею областях, расположенных севернее Альп. После кончины святого было возведено и освящено в его честь не менее сорока церквей, монастырей, часовен и алтарей. В конце VIII -- середине XIX в., во времена каролингского возрождения в Западной Европе, почитание св. Зенона распространилось в Тироле и Южной Германии. Здесь в народе были известны латинский текст «Слова о житии святого Зенона» (ок. 800 г.), написанного нотарием (служащий церковной канцелярии. -- Примечание А.Х.) Коронатом, и еще одно сочинение легендарного характера -- «Стих о жизни святого Зенона». В Баварии, особенно среди жителей горных деревень, расположенных на берегах быстрых рек, были распространены легенды о многочисленных чудотворениях св. Зенона: воскресение мертвого, унесенного рекой; возвращение из пучины утонувших волов вместе с возницей; исцеление от нечистых духов и др. Верующие обращались к св. Зенону с призывами защитить их от разных природных бедствий, особенно при опасности наводнений и потоплений. Востребованными стали в Баварии и мощи святого. К почитателям св. Зенона принадлежал «апостол Баварии» -- святой Корбиниан, епископ Фрайзингский и Баварский (724 -730). Сохранились сведения, что он воздвиг церковь в честь веронского святого в Южном Тироле, в местечке Маис (Mais; ныне - деревня Ценоберг возле Мерано (Zenoberg; итал.: - Monte San Zeno). В VII-м и в начале VIII-го века между Вероной и расположенном на Дунае баварским Регенсбургом существовали тесные «религиозные контакты». Св. Зенон был известен верующим Регенсбурга, где в бенедиктинском аббатстве Св. Эммерама, основанного ок. 739 г., существовала часовня Св. Зенона и хранилась и часть мощей святого. Начиная с VIII-го -- начала IX-го столетия, св. Зенон стал покровителем нескольких монастырей и приходских церквей в поселениях южногерманских земель: Изене (Isen), Райхенхале (Reichenhall), Радольфцеле (Radolfzell), Ульме (Ulm), Херришриде ( Herrischried; ныне -- земля Баден-Вюртемберг) и др. Церковные хроники свидетельствуют о перенесении в эти места из Вероны фрагментов мощей св. Зенона.

В VIII-м веке в Изене (Верхняя Бавария) был основан монастырь Св. Зенона ( ныне - в 40 км от Мюнхена, в районе г. Эрдинг). Его бывшая монастырская церковь является ныне приходской церковью  города Изен. В этом городе неизвестным автором был написан текст народной песни, посвященной св. Зенону. Около 803 года в Райхенхале ( ныне -- Бад Райхенхаль на границе Германии и Австрии ) на месте монашеской кельи возник бенедиктинский монастырь Св. Зенона. Его основание, по одной версии, приписывают императору Карлу Великому, а по другой -- архиепископу Арну ( или Арно) Зальцбургскому (после 740 -- 821). Монастырь закрыли в 1803 г., а его церковь стала именоваться приходской церковью Св. Зенона, где ныне хранится ценный реликварий с мощами св. Зенона.

Церковные хроники Германии свидетельствуют, что с 1725-го по 1806 г. в церкви Св. Зенона в Радольфцеле мощи ( глава ) св. Зенона почитались в третье воскресенье июля. После секуляризации в начале XIX в. бесследно исчезли многие христианские святыни, потерялись в Радольфцеле и дальнейшие следы мощей св. Зенона.

В Южной Германии и в Австрии  интерес к житию и сочинениям св. Зенона возрос в XVIII в., после выхода в Вероне книги «S. Zenonis episcopi Veron. Sermones» (1739). Ее переиздали в баварском Аугсбурге (1758) и позже перевели на немецкий язык и издали в баварском Кемптене (1877). В Австрийской Национальной библиотеке в Вене ныне хранится изданная в этом городе в 1702 г. книга о житии св. Зенона («Hospes Benedictinus S. Zeno Veronensis»).

Почитание св. Зенона было распространено и в соседней с Баварией Австрии. Среди австрийских и итальянских пилигримов ныне популярна так называемая «Тропа святого Зенона» ( более 3 км) в западной части Хорватии ( Истрийская жупания), начинающаяся в населенном пункте Бртонигла (итал. -- Verteneglio), где в 1859 -- 1861 гг. на фундаменте старого церковного здания (ок. 1480 г.), сохранившегося со времен Венецианского периода в Истрии, построена католическая церковь Св. Зенона. Издавна австрийские и немецкие пилигримы, особенно жители тех рискованных зон, где часто бывают наводнения, совершали паломничество в Райхенхаль и Изен, где хранятся мощи св. Зенона. Из монастыря в Изене драгоценный реликварий с мощами св. Зенона  попал в Мюнхен. Ныне он находится в специальной витрине в зале христианского искусства в Баварском Национальном музее в Мюнхене. Мощи св. Зенона хранятся под спудом, а сам серебряный с позолотой реликварий, украшенный драгоценными камнями, демонстрируется как произведение церковно-религиозного искусства мастеров Южной Германии.


 В  Мюнхене нет церкви, посвященной св. Зенону, но зато с 1960 г. баварская столица является городом-побратимом Вероны. Позже в честь небесного покровителя Вероны и в память о монастыре Св. Зенона в Бад-Райхенхале одной из мюнхенских улиц (район Харлахинг) присвоили название «Дорога Святого Зенона».

...Недалеко от католической церкви Св. Максимилиана, расположенной на левом берегу Изара в Мюнхен, в ста метрах вверх по течению реки, находится небольшой вытянутый в длину остров. Однажды здесь  во время весеннего сильного паводка на Изаре  застряло несколько зайцев или диких кроликов . Никто не знает, как они туда попали. Несколько испуганных зверьков  сидело на толстом бревне, застрявшем у берега, а также  на  высоком пне. Картина очень напоминала иллюстрацию к  известному  произведению Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы":

...Вижу один островок небольшой — 
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину...

О том, как смельчаки-пожарники -- назовем их "Мазаями" -- на резиновых лодках спасали   баварских длинноухих зверей, несколько раз показывало местное телевидение.  Это была своеобразная современная западная иллюстрация к  известному детскому стихотворению русского классика !

...Когда Баварии угрожает высокое половодье, специальные службы заранее  оповещают население и срочно начинают подготовительные работы по укрощению водной стихии. А верующие люди тем временем  спешат в церковь, вспоминают там  святого Зенона и обращают к нему свои действенные молитвы. В народе говорят, что их сила умножена временем, а заложенные  в них  просьбы о помощи устремлены  через святого Зенона прямо к Небесам, к Господу Богу...

 Литература.

1. Память святаго священномученика Зинона, епископа Веронийского. См.: Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. -- Кн. 8., Месяц апрель.- М., 1996.
2. Зенон Веронский. -- Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С. Аверинцев. -- М: Большая Российская энциклопедия, 1993-1995.
3. Зинон. -- В кн.: Православная энциклопедия. Том XX. -- М., 2009. 
4. Зенон Веронский. -- Католическая энциклопедия. -- М.: Изд-во Францисканцев, 2002. -- Т. 1.
5. Die Insel Mainau und der badische Bodensee. -- Carlsruhe, 1856.
6. Lexikon f;r Theologie und Kirche.10 Band. --Freiburg-Basel-Rom-Wien: Herder, 2001.
7. Wimmer O., Melzer H. Lexikon der Namen und Heiligen. -- Innsbruck-Wien:Tyrolia-Verlag, 1988.
8. Sterba Th. Herdes neues Kl;sterlexikon. -- Freiburg in Breisgau: Herder,2010.
9.Vogel H. ;ber die Anf;nge des Zenokultes in Bayern. - Beitr;ge zur altbayerischen Kirchengeschichte 27 (1973); (S.177-203).
10. Gamber K. Der Zeno-Kult in Regensburg. Ein Beitrag zur Geschichte des fr;hen Christentum in Bayern. --Beitr;ge zur Geschichte des Bistums Regensburg. --Regensburg: Herausgeben vom Georg Schwaiger,1977; ( S. 7-24).
11. Das grosse Buch der Heiligen. Geschichte und Legende im Jaheslauf. (Erna und Hans Melchers. Barbeitung Carlo Melchers). -- M;nchen: S;dwest Verlag, 1979. 
12. Холодюк А. Бавария. География хриcтианских святынь и реликвий. -- Киев: Изд. Дом «АДЕФ-Украина», 2015 
13. Горчакова Э. Реликвии Св. Зенона. -- Электронный ресурс: http://www.veronavisita.it/?p=9114
14. Горчакова Э. Через 1650 лет лицо Святого Зенона. -- Электронный ресурс: http://www.veronavisita.it/?p=3480
15. Моденини Е., М.-П. Джиролами. Верона. Искусство. История. Культура. -- Верона: Изд.-во Kina Italia/Lego-Italy (б.г.)
                         
    16 марта 2017 года. Мюнхен.