Мюнхен, русские адреса. Часть II

В этом разделе рассказывается о "русских" адресах Мюнхена, связанных с именами русской и немецкой киноактрисы Ольги Чеховой, художника-баталиста Франца Рубо, архиепископа Берлинского и Германского Филофея (РПЦЗ),Николая Васильевича Гоголя, студента и участника антифашистского движения "Белая роза" Александра Шмореля ( св. Александр Мюнхенский).



Grosshaderner Strasse 2  (пригород Мюнхена – Grаеfelfing)

Это адрес   кладбища  в Грефельфинге  ("Friedhof Graefelfing"), где находится могила известной русской и немецкой актрисы Ольги Константиновны Чеховой (1897– 1980). Во многих материалах об Ольге Чеховой, родители которой были обрусевшими немцами, ошибочно указывается место ее захоронения –  кладбище в Оберменциге. Однако  Оберменциг является пригородом баварской столицы, где в последние годы жизни жила актриса.  На самом деле  киноактриса и косметолог Ольга Чехова  похоронена в Грефельфинге, причем  в одной могиле с  дочерью Адой (1916 – 1966), погибшей в авиакатастрофе.  Памятник  на могиле  матери и дочери выполнен из цельного и неотполированного гранита красного цвета.  В кладбищенских документах записано, что  Ольга Чехова –  "косметолог". Кстати, немцы ставят ударение в фамилии актрисы  на "о".

Ольга Константиновна, уехав из России в 1920 году в Германию, сохранила православную веру. Она очень успешно снималась в немецком кино. В послевоенное время она, хоть и редко, но посещала в Мюнхене приход РПЦЗ, располагавшийся на площади Сальваторплац. Здесь в марте 1980 года после смерти Ольги Константиновны от раковой опухоли головного мозга состоялось ее отпевание, а на кладбище в Грефельфинге в ее похоронах участвовал церковный хор РПЦЗ. 
Из знаменитых русских этот храм в центре Мюнхена посещала, хотя и очень редко, известная русская актриса Ольга Чехова (1897–1980), успешно снимавшаяся в немецком кино. Ольга Константиновна, уехав из России в 1920 году в Германию, сохранила Православную веру. В послевоенное время она, хоть и редко, но посещала в Мюнхене приход РПЦЗ. Здесь, на площади Сальваторплатц, в марте 1980 г., после смерти Ольги Константиновны, наступившей от раковой опухоли головного мозга, состоялось ее отпевание, а на кладбище в Грефельфинге под Мюнхеном в ее похоронах участвовал церковный хор РПЦЗ. В периодической печати СССР Ольгу Чехову считали не только «любимой актрисой Гитлера», но и советской разведчицей, чему в Германии до сих пор мало кто верит. В немецких биографиях Ольги Чеховой рассказывается, что в годы Второй мировой войны она вынужденно должна была «играть» не только в кино, но и в обыденной жизни. Благодаря такой «игре» Чеховой чудом удалось скрыть от гитлеровских властей, что ее дочь Ада была рождена от бывшего мужа Михаила Чехова, который был наполовину евреем.
После войны Ольга Константиновна, оставив съемки в кино, увлеклась косметическим делом и основала в Мюнхене фирму «Косметика Ольги Чеховой». Она встречалась с русскими людьми и однажды на презентации своей немецкой книги «Твоя красота – твое здоровье» посоветовала женщинам: «Девочки, кушайте чеснок. Полезно…». Об этом рассказывала в приходе домовой церкви известная в 50-е годы белорусская певица и регент Ольга Луко (Ачинович), посещавшая косметический салон Чеховой, где его хозяйка иногда читала доклады из серии «Женщина без возраста». Как и все прихожане, Ольга Константиновна Чехова, имя которой позже присвоили улице Olga-Tschechowa-Weg, вносила часть своих пожертвований для будущего храма Свято-Николаевского прихода.

В современной России Ольгу Чехову и по сей день считают не только актрисой, но и советской разведчицей, о чем сообщает, например, словарь «Разведка и контрразведка в лицах» (Автор-составитель –  А.В. Диенко. – М.: Русский мир, 2001. С. 541– 542). Правда, издание отмечает, что «подтверждения этой информации не имеется».На  тему "Ольга Чехова –   разведчица Сталина"   в Германии вышла книга авторов  А. Беефор и Г. Эттингер «Дело Ольги Чеховой. Тайна любимой актрисы Гитлера».  Уже в первой рецензии на эту  книгу можно было прочитать следующее: «Много спекуляций и мало об Ольге».

Herzog-Heinrich-Strasse, 15 (городской район Ludwigsvorstadt)

По данным Городского архива Мюнхена,  на третьем этаже красивого особняка на этой улице  проживал со второй  семьей  Франц Алексеевич Рубо (1856 – 1928), известный русский  живописец, основоположник русской школы батальной панорамы.  Здание  находится  неподалеку от знаменитого Луга Терезы, где проходят традиционные народные гуляния  праздника Октоберфест.

В том же архиве автор этих строк  обнаружил документ,  сообщается, что до 1885 года Франц Рубо проживал в баварской столице и  на улице Schwanthalerstrasse, 18 (2 этаж). Здание   находилось  напротив знаменитого  Немецкого театра. 
Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе в многодетной семье. Его отец –  Oноре Фортуна Алексис Рубо был уроженцем Марселя, откуда он как купец переселился на юг России.Мать – Мадлен Рубо, урожденная Сенек, происходила из города Клермон-Ферран. Сохранились сведения, что в Одессе при крещении родители Рубо дали младенцу имя «Франсуа Иван». Проживая и работая в Одессе, родители будущего художника  сохранили французское гражданство и были зарегистрированы в консульстве в качестве трейдеров. Некоторые источники упоминают, что отец занимался книготорговлей, а мать была  талантливой  швеей. Она  сначала продавала свои модели на Дерибасовской и Ришельевской улицах, а потом открыла в городе и свой дом моделей. Родители рано заметили, что у сына Франца проявилась склонность к рисованию, поэтому девятилетнего мальчика они определили в Одесскую школу рисования и черчения.
Местом дальнейшей учебы 21-летнего   Франца Рубо стал Мюнхен, куда  он   отправился в 1877 году в возрасте и где он стал студентом Баварской королевской Академии художеств. В середине XIX столетия основанная в 1770 году Мюнхенская академия художеств прославилась как одно из известнейших художественных учебных заведений Европы, где работали признанные художники-педагоги. Академию возглавлял тогда немецкий художник Карл Теодор фон Пилоти (1826 –  1886), считавшийся одним из самых значительных представителей реалистической исторической живописи, отличающейся детальной точностью передачи исторических сцен и одежды.

В Академии художеств преподавали немецкий мастер исторической живописи Зайтц Отто (1846 –  1912), известный художник-иллюстратор Альбрехт Кристоф Вильгельм фон Диц (1839 – 1907) и др. В 1880 году после успешного завершения первого этапа учебы Франц Рубо отправился в Одессу и оттуда в 1881 году он поехал на родину своих родителей –  во Францию, где посетил южные города  страны и, конечно, Париж. Во время путешествия он сделал несколько пейзажных зарисовок, которые через 11 лет были выставлены на Мюнхенской международной выставке искусств. После пребывания по Франции начинающий художник, несмотря на известные трудности в овладении немецким языком, снова оказался в Мюнхене, где с 1881 го по 1883 год продолжил свое обучение живописи.

С именем Франца Рубо связан и маленький остров Фрауэнинзель, расположенный на самом юге Германии, на живописном озере Кимзе, издавна называемом «Баварским морем». Небольшой поселок на этом острове  своими домиками с красными черепичными крышами примыкает к белокаменным стенам древнего женского монастыря ордена бенедектинцев, построенного еще в 782 году баварским герцогом Тассило III (oк.741 –  ок. 796),  двоюродным братом Карла Великома. Посетители острова, приплывающие сюда на катере от пристани курортного городка Прин (Prin), могут войти в монастырскую церковь только со стороны небольшого кладбища, где в центре его высокой каменной стены устроено большое Распятие. В нескольких метрах левее от него находится могила художника с прикрепленной к стене надгробной плитой, где высечено: «Professor Franz Roubaud. 1856 – 1928» (Профессор Франц Рубо). Это место упокоения трагически погибшей  на Кимзе дочери  художника  по имени Анна (1893–  1912).  Она обучалась в Мюнхенском университете  и  любила парусный спорт, который ее и погубил.  Родители решили похоронить дочь на Фрауэнинзель. 
На могильной  плите  Франца Рубо –  небольшой бронзовый барельеф с изображением Воскресения Иисуса Христа работы немецкого скульптора Генри Вадере (1856 – 1950), получившего в 1900 году звание профессора фигурной скульптуры в той же Академии художеств Мюнхена, где в молодые годы учился и Франц Рубо. 

Баварская земля, ее столица Мюнхен и расположенное в 70 километрах курортное местечко Римстинг (Rimsting) на берегу Кимзе стали второй родиной известного русско-немецкого художника-баталиста.  Здесь он провел значительную часть своей жизни.  К 1903 году Франц Рубо стал владеть в  Римстинге летним загородным домом, куда он очень часто приезжал на отдых и для творческой работы.  В 1914 году берега озера Кимзе стали фоном на одной из картин Франца Рубо, где запечатлен принц-регент Луитпольд и его сестра Адельгунда. Из Мюнхена в сторону озера Кимзе художник добирался с семьей на поезде. Он выходил на железнодорожной станции курортного местечка Прин (Prien). Отсюда до Римстинга совсем недалеко –  чуть более трех километров. Жилище Франца Рубо в Римстинге располагалось не на берегу бухты, а в одном из его районов, называемом Hochst;tt. В настоящее время автору этих строк не удалось идентифицировать дом художника, который, вероятно, был снесен или перестроен новыми хозяевами. В бухте Римстинга находилась парусная яхта Франца Рубо. По cохранившимся воспоминаниям его родственников, Рубо был «страстным и очень способным приверженцем парусного спорта». На озере Кимзе он принимал участие и успешно выступал в различных соревнованиях и регатах.  По вероисповеданию Франц Рубо был католиком. В Римстинге Франц Рубо посещал богослужения в местной церкви св. Николая и бывал в католической церкви Успения Божией Матери в Прине. Известным местом паломничества баварских верующих являлся женский бенедиктинский монастырь на острове Фрауэнинзель, где в специальной часовне находятся почитаемые католиками мощи блаженной Ирменгард (ок. 831/833 –  866). На этот остров верующие приплывали на лодках или специальных катерах, отправлявшихся от пристани Прин. На русский язык правильный перевод острова Фрауэнинзель –  «Богородичный остров», а не «Женский», как это можно встретить в туристических справочниках о Баварии. На церковном языке немецких католиков слово «Frau» означает «Святая дева Мария», a «Herr» –  «Господь», «Бог». Вторым основным островом на Кимзе является более крупный –  Херренкимзе, то есть «Господний», где расположены великолепный дворец, построенный в 1878 году баварским королём Людвигом II, и Старый замок на месте бывшего мужского монастыря августинцев. Излюбленным местом встречи баварских художников был Фрауэнинзель, где в праздничныые и выходные дни они организовывали небольшие выставки или продавали свои работы. Франц Рубо также на Кимзе очень много рисовал пейзажи, но они не получили большую известность.
Мюнхен с его знаменитой Академией художеств и богатейшей коллекцией картин в Старой Пинакотеке стал одним из тех крупных европейских городов, который полюбил художник. Отсюда Франц Рубо часто приезжал в Россию, путешествовал по Украине, Кавказу и Средней Азии. В творчестве молодого живописца преобладали изображения батальных сцен, поэтому живописец изучал исторические события, совершал многочисленные поездки по местам боев и сражений на Кавказе и в Средней Азии.
Период расцвета Франца Рубо как мастера станковой живописи пришелся на 80 – 90-е годы. Кавказ стал одной из самых любимых тем художника. Большую известность принесли ему картины, посвященные эпизодам Кавказских войн и предназначенные для «Храма Славы» в Тифлисе, а также военно-историческая панорама «Штурм аула Ахульго». После демонстрации этой работы  в Мюнхене Баварская Академия художеств присвоила в 1891 году Францу Рубо почетное звание профессора. О таланте художника с французской фамилией стало известно и в России. В 1889 году в залах Императорского Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге открылась первая персональная выставка Франца Рубо. В 1892 году художник представил свои живописные работы из серии «Русско-персидская война». Живописец участвовал в России и в академических выставках 1896 и 1898 годов.

13 июня 1897 года у Франца Рубо умерла после родов первая жена Катерина ( урожденная Кельнер), c которой он к тому времени имел троих детей. Через два года, 3 июня 1899 года он обвенчался в Вене с Эльзой Хаберл (1873 – 1945), облик которой, c большой вероятностью, запечатлен баварским художником Францем фон Ленбахом (1836 – 1904). Исследователи обнаружили в каталоге этого художника созданную в 1902 году картину «Жена профессора Рубо с дочерью Марион Ленбаха». От второго брака в 1905 году родилась Елена –  известная виолончелистка (умерла в 1996).

Он часто появлялся в излюбленном художниками мюнхенском районе Швабинг. Здесь  на улице Marsstra;e в распоряжении Рубо находилась художественная мастерская. В Мюнхене у художника родился замысел воскресить на полотнах героическое прошлое русского народа и  знаменательные события в истории России. Франц Рубо избрал для осуществления своих замыслов такой вид изобразительного искусства, как панорама. В 1901 году он задумал воплотить на большом полотне грандиозный исторический сюжет обороны Севастополя в период Крымской войны 1853 – 1856 годов. В этом же году Франц Рубо получил от специально организованного в России комитета официальный заказ на создание панорамы, посвященной 50-летию героической обороны Севастополя. Художник прибыл в Севастополь, где несколько раз посетил Малахов курган, досконально изучал его местность, документы истории, воспоминания участников севастопольского сражения 6 июня 1855 года. После создания эскиза, утвержденного в России в феврале 1902 года, Франц Рубо приступил в Баварии к работе по реализации этого огромного живописного полотна (14 м ; 115 м). Холст для панорамы был специально выткан в Бельгии и доставлен в Мюнхен. Наброски и эскизы художник рисовал в мюнхенской мастерской, а само панорамное полотно для Севастополя создавалось в Римстинге, а также  в одном из павильонов старого выставочного комплекса Мюнхена, располагавшегося за Пантеоном славы "Румесхалле" и  бронзовой статуи "Бавария" на "Терезиенвизе" ("Луг Терезы"). Вместе с Францем Рубо два года над созданием панорамы трудились известные немецкие художники, cреди них - мастер исторических сцен Карл Беккер (1862 – 1934); Карл Кер (1866– 1919); Фридрих Каллморген (1856 – 1924); Петер Мюллер (1866 – 1949); Майкл Зенона Димер (1867–  1939); Kaрл Хуберт Фрош (1946 – 1931); Оскар Мерте (1872 – 1938), а также студенты из Баварской Академии художеств. В 1904 году монументальная картина была готова, и ее доставили из Баварии в Крым. 14 мая 1905 года панорама была торжественно открыта в Севастополе и сразу же была признана специалистами выдающимся произведением батальной живописи.

Франц Рубо приобрел огромную популярность и авторитет. Признанный художник в Германии и России был награжден с четырьмя престижными орденами. Его творчество было отмечено в Мюнхене, Берлине, Чикаго, Мадриде, Барселоне и Петербурге семью золотыми серебряными и бронзовыми медалями. Франц Рубо начал большую преподавательскую работу в Санкт-Петербурге, где до 1911 года возглавлял батальную мастерскую Академии художеств. В 1908 году Рубо получил звание академика, в 1910-м его избрали действительным членом Академии художеств и заслуженно считали основоположником русской школы батальной панорамы. Еще больший успех пришел к Францу Рубо после создания под его руководством в 1910 –  1912 гг. панорамы «Бородинская битва», прославившей героизм и стойкость русских воинов. Созданные монументальные полотна были отмечены высокими наградами.
После открытия в 1912 году в Москве панорамы «Бородинская битва» Франц Рубо уехал на время в Мюнхен, но из-за начавшихся в Европе Первой мировой войны и Гражданской войны в России остался в Баварии до конца жизни.  Франц Рубо умер  от старости 11 марта 1928 года в Мюнхене на одной из квартир в районе Швабинг ( адрес дома не известен. –  Примечание автора).  

...В октябре 2016 года в Мюнхене обнаружены ранее неизвестные две работы Франца Рубо, хранившиеся в частном собрании. Это "Черкесский всадник" (62х 39,5 см) и "Черкесские всадники во время пересечения реки" (62 х 102 см). В настоящее время (апрель 2017 года) две картины Франца Рубо выставлены на продажу в выставочном зале  "Galerie Gronert"  на улице Kardinal-Faulhaber-Str.14 a".


Mathildenstrasse 5 

По этому адресу находилось здание ( разрушено во время Второй мировой войны), где с 1922 года в  одном из ее залов  проходили два раза в месяц воскресные богослужения "временной общины Святителя Николая, официально  основанной  в 1922 году".  Имеются также сведения, что эта община образовалась в Мюнхене  еще в 1921 году.  Как долго происходили здесь богослужения, на сей счет существуют противоречивые данные. Однако известно, что на  Mathildenstrasse 5 приезжали священники служить "издалека, иногда даже из Польши". Имеются данные, что сюда не ранее 1928 года  приезжал из Польши  служить   иеромонах Филофей (в миру Владимир Евдокимович Нарко или Норка; 1905 – 1986), ставший впоследствии (1971)  архиепископом Берлинским и Германским (РПЦЗ).


Max-Joseph-Platz  (городской район  Altstadt-Lehel)

На этой площади и примыкающей к ней улице Максимилианштрассе (Maximilianstrasse) бывал писатель Николай Васильевич Гоголь, когда приходил на старый почтамт Мюнхена, о чем  сообщал в одно из своих писем.  Почта находилась в здании дворца с монументальным фасадом (Palais Toerring-Jettenbach). Здесь был  изящный  Аркадный зал с фресками укрощенных лошадей на красном фоне.  Дворец был построен в 1835 году придворным архитектором Лео фон Кленцем по флорентийскому проекту. Гоголь знал, что одной  из достопримечательностей  Флоренции  было здание Оспедале дельи Инноченти ( Ospedale degli Innocenti – Приют невинных или Воспитательный дом), расположенное  на площади Святейшего Благовещения. Это одно из первых сооружений в стиле Возрождения, построенное  в первой половине 15 века  архитектором Филиппо Брунеллески. Шедевр  оказал огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры, в том числе и баварской. На противоположной стороне мюнхенской площади Макс-Йозеф-Плац находится  Баварская академия изящных искусств ( Bayerische Akademie der Sch;nen K;nste). Ее здание тоже построено в итальянском стиле.

Гоголь отмечал в  письме, что «в архитектуре много замечательного, хотя много также и обезьянства, и вообще отсутствие оригинальности». Неизвестно, знал ли русский писатель во время своего пребывания в Мюнхене о том, что в коллекции сокровищ Королевского дворца имелся и «российский след» – несколько уникальных святынь, некогда принадлежавших Московским царям? Речь идет о таких святынях, хранящихся ныне в  музее-сокровищнице ("Schatzkammer"), как список иконы Божией Матери «Смоленская» ("Мarienbild") и серебряный с позолотой ковчег-мощевик из Московского Кремля. 

Политическая и общественная жизнь Баварии  были чуждыми и совсем незнакомыми Гоголю: его больше привлекали памятники древности, христианские святыни, картинные галереи, произведения искусства и природа. Именно эти интересы представляли собой для Гоголя и посещаемые им  города Мюнхен и соседний с ним Дахау. 
Читая письма Гоголя, датированные августом 1842 и маем следующего года, можно заметить, что он не раз бывал в Мюнхене. Писатель приезжал и в Дахау в гости к Степану Петровичу Шевыреву (1806-1864), литературному критику, писателю, профессору русской словесности Московского университета. В письме Шевыреву от 15 августа 1842 г., написанным Гоголем из Гастейна, где писатель находился у больного Н. М. Языкова, он упоминает, что «был в Мюнхене». Здесь же он вспомнил «невозмущаемый городок Дахау». В наследии Гоголя можно найти и его краткие зарисовки о Баварии. Например, писатель сообщает: «...Бавария есть плодоноснейшая область в Германии, но жители глупы. Это земной рай, населенный животными. Войска 12 000» (См.: Полн. собр. соч. в 14 томах. Том 9. М.;Л. Изд-во АПН СССР, 1937 – 1952). Писатель с интересом присматривался к баварской жизни, но в то же время умом и сердцем был прикован к России: «Теперь передо мною чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь...», – писал он Погодину. 


Stadelheimer Strasse, 14 (городской район Obergiesing)

На  кладбище «Ам Перлахер форст»  находится могила  Александра Гуговича Шмореля (св. Александр Мюнхенский).  Номер могилы 71-6-26 (Grabst;tte 71-6-26). Недалеко от могилы можно увидеть  на главной аллее мемориальные плиты с высокими металлическими крестами. Здесь погребены тела умученных участников студенческого антифашистского движения «Белая Роза». В его немногочисленных рядах был и «русский корень» – выходец из Оренбурга Александр Шморель (1917–1943), которого православные верующие города   считают своим местночтимым святым. Канонизация состоялась 4 февраля 2012 года в мюнхенском соборе РПЦЗ. Лик мученика Александра изображен на поясной иконе,  хранящейся в Кафедральном соборе РПЦЗ. Студент-медик Александр Шморель похоронен в одной могиле с его отцом Гуго Шморелем и мачехой Елизаветой Хофман. Родители его были инославными, а Александр с детства исповедовал православную веру. На могильном памятнике, расположенном неподалеку от мемориального захоронения других участников «Белой Розы», виднеется вмонтированный в камень металлический православный крест. Александр Шморель еще до переезда с родителями в Мюнхен воспитывался в православном русском духе его любимой няней Феодосией Константиновной Лапшиной. Именно ей после рано последовавшей смерти матери Александра Натальи Петровны Введенской было поручено воспитание двухлетнего мальчика. Вместе с няней Феодосией, которой Гуго Шморелю удалось достать фиктивные документы для переезда в Германию, Александр посещал богослужения мюнхенской общины Святителя Николая. 

Суд над Александром, распространявшим антигитлеровские листовки, состоялся в Мюнхене в апреле, а смертный приговор (казнь через гильотину) был приведен в исполнение 13 июля 1943 года. Перед этим событием в тюрьме Штадельхайм гестапо долго допрашивало участника «Белой Розы». Сохранились свидетельства, что уже на первых допросах Александр заявил, что «он действовал как русский и как православный христианин». Последние письма Александра к его родным также свидетельствуют о его вере в Бога. А в самый день казни Богу было угодно, чтобы в тюремную камеру к Александру пришел знакомый ему священнослужитель – настоятель Свято-Николаевской церкви Александр (Ловчий, 1891–1973), – исповедовавший и причастивший Святых Христовых Тайн приговоренного к смерти христианина. 14 июля тело казненного Александра выдали семье, похоронившей его по православному обряду на кладбище "Ам Перлахер Форст". В самом конце 50-х годов на этом же немецком погосте неподалеку от могилы своего питомца похоронят и Феодосию Лапшину. Одну из городских площадей назовут именем Александра Шмореля. Ныне на могиле мученика Александра Шмореля ежегодно проходят панихиды. Сводный брат Александра, ныне покойный Эрих Шморель, как-то рассказал собравшихся прихожанам о том, что один итальянский скульптор положил на могилы участников антифашистского движения искусно вырезанные им из мрамора белые розы. Одна из таких роз на могиле брата Александра была сразу же похищена, а другие мраморные розы, украшавшие мемориальные могилы других участников «Белой Розы», каким-то вандалом были превращены в обломки и осколки.

...В конце  апреля 2017 года паломники Германской епархии (РПЦЗ)  совершили паломничество в Оренбург, где 30 апреля, в Неделю святых жен-мироносиц  состоялось празднование 100-летнего юбилея со дня рождения новомученика Александра Шмореля. 

14 апреля 2017 года. Мюнхен

  Продолжение следует.