Русский подвижник в болгарской обители

В статье Анатолия Холодюка впервые рассказывается об архимандрите Рильского монастыря Клименте Рильском, уроженце Одессы, и представлена хроника его жизни и деятельности.

Памяти архимандрита Климента Рильского (Кучеров; 1900- 1985) -
церковного писателя и летописца Рильского монастыря в Болгарии.

На юго-западе Болгарии, в живописном уголке горного массива Рила расположен крупнейший в стране Рильский ставропигиальный мужской монастырь, основанный в Х-ом веке преподобным Иоанном Рильским, чудотворцем (ок. 876—946). В залах его большого Церковно-исторического музея хранятся древние документы, рассказывающие о русско–болгарских церковных связях, а в монастырской библиотеке имеются архивные материалы ХХ столетия, повествующие о русском присутствии в этой обители.

Одним из известных подвижников Рильского монастыря является выходец из России - архимандрит Климент Рильский (в миру - Константин Серафимович Кучеров), писатель и летописец, секретарь и библиотекарь, владевший помимо русского и болгарского - немецким и французским языками.

Архимандрит Климент Рильский.

Фото монастыря

Архимандрит Климент Рильский. Фото монастыряНыне в Рильской обители имеется мемориальная келлия номер 91, где до 1961 года жил монах Климент. В ней хорошо сохранились не только его маленький иконостас, церковные книги, печатная машинка на письменном столе,   настенные фотографии в рамках , но и многие документы . Кроме того, на одном из этажей монастырской галереи в келлии номер 85 имеется и большая личная библиотека отца Климента, где можно обнаружить оригиналы и копии многих его трудов. Ключи от 91-й келлии имеет архимандрит Леонид (Генчев), принявший монашеский постриг в 1980 году и называющий себя духовным чадом архимандрита Климента Рильского.

Архимандрит Климент Рильский с духовным чадом –

новопостриженником Виталием

в 1980 году. Фото монастыря

Архимандрит Климент Рильский с духовным чадом – новопостриженником Виталием в 1980 году. Фото монастыря

Архимандрит Климент Рильский родился в 23 декабря 1900 года в Одессе. О себе он писал, что по материнской и отцовской линии происходит из тех древних болгар, кто «во времена турецкого рабства покинули Болгарию и поселились на юге Росиии» (1, с.49). Девичья фамилия его матери – Сомлева, а бабушка по материнской линии носила фамилию Жекова. Отец закончил в Москве Петровскую сельскохозяйственную академию (ныне — Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева, или «Тимирязевская академия») и получил специальность агронома. Константин еще в возрасте 13 -14 лет имел «сильное желание стать священником». Однако родители категорично выступали против его выбора. В 1915 году Константин успешно завершил учебу в реальной гимназии и уже через год был принят в 5-й класс основанной в в 1838 году Одесской духовной семинарии, но окончить учебу не успел, так как после начала в России гражданской войны  приказом Губернского отдела народного образования в 1920 году семинария была закрыта. В январе 1920 года Константин Кучеров вступил в Добровольческую армию — оперативно-стратегическое объединение белогвардейскихвойск на Юге России в 1917—1920 гг.

Новобранца Константина определили на учебу организованных кратких курсов по изучению артиллерийской картечи. 25 января того же года он был эвакуирован с курсантами из Одессы в Севастополь. Далее курсы проходили в Феодосии. 23 февраля Константин Кучеров завершил учебу и получил звание «инструктора по картечи» (1,c.50). По желанию начинающего военного инструктора его перевели на работу в канцелярию при администрации курсов. 17 марта Константин Кучеров получил звание младшего офицера и назначен писарем.

В ноябре 1920 года белые войска начали наступление на Крымский полуостров и 13 числа того же месяца молодой офицер Константин Кучеров вынужден с руководством курсов эвакуироваться из России.5 декабря 1920 года он оказался в городе Гелиболу (Каллиполис) на полуострове Галлиполи, который вместе с городом cогласно Севрскому миру 1920 года, отошел к Греции. Здесь произошло   расформирование управления курсов и   Константин был командирован как санитар в 4-ю хирургическую больницу Красного Креста. 1 ноября 1921 года он был назначен писарем при канцелярии больницы, которая в конце того же месяца была переведена в Болгарию. С 21 декабря 1921 года эта больница находиась в Варне и через четыре дня была переведа в Плевен. 11 апреля 1922 года больница Красного Креста переехала на новый адрес – в село Банкя под Софией (ныне – бальнеологический город - курорт Банкя).

Из Бянки Константин Кучеров написал прошение в управление Рильского монастыря о своем желании быть его послушником. Прошение было положительно рассмотрено на монастырском соборе 7 сентября 1922 года. Константин оставляет служение в больнице и 21 октября того же года прибыл в монастырь. На первых порах он последовательно выполнял послушания в ключарне, на кухне, в трапезной. Одновременно послушник Константин станосится чтецом в монастырском храме «Рождества Богородицы».

Решением монастырского собора (протокол №12 от 26 марта 1923 года) его члены единодушно рекомендуют послушника Константина к совершению монашеского пострига.   Это же решение одобрено в письме № 3918 Святого Синода Болгарской Православной Церкви.

Послушник Константин с 30 октября 1923 года начинает продолжать духовное   образование в Софийской духовной семинарии и получает стипендию Святого Синода. Однако уже 4 июля 1924 года по болезни он прерывает обучение и возвращается в монастырь.

Иеродиакон Климент в 1929 г.

11 августа 1924 года послушник Константин принимает монашеский постриг с именем Климент. Постриг совершил игумен Аверкий при участии старца иеромонаха Софрония. С 12 августа по ноябрь 1924 года монах Климент выполнял послушание смотрителя мощей святого Иоанна Рильского и продавца у свечного ящика (1, с. 50). Но уже 24 ноября того же года он является ответственным за выпуск монастырского журнала и становится чтецом. В конце июля 1925 года монастырь назначает стипендию и командирует монаха Климента в столицу для учебы на богословском факультете Софийского университета.

В год окончания учебы 9 мая 1929 года Софийский митрополит Стефан и игумен архимандрит Кирилл рукополагают монаха Климента в иеродиаконы. В июле того же года иеродиакон Климент получает диплом с отличием (номер 7160 от 4 июля 1929 года) и монастырский собор назначает иеродиакона Климента на должность секретаря Рильской обители. Кроме того, он занимается сбором записок о поминании и пожертвованиями монастырю. В конце ноября он становится членом ревизионной комиссии монастыря. 20 февраля 1930 года монах Климент, как свидетельствует текст письма Святого Синода (номер 1699), состоит членом монастырского собора и в марте того же года ему назначена зарплата из казны монастыря в размере 4.500 левов. Среди других его послушаний – работа в монастырской библиотеке. Совет монастыря в своем решении от 11 ноября 1931 года возлагает на отца Климента заведование монастырским музеем.

Через два года иеромонах Климент решил предпринять путешествие по Европе. В 1933 году обратился к руководству монастыря с просьбой разрешить ему провести длительный отпуск за границей.   Просьба была удовлетворена и 29 августа 1933 года он отправляется в первое большое путешествие. Пароходом он прибыл в Будапешт, а оттуда в Вену, где провел несколько дней. В Австрии он посетил Зальцбург, и оттуда, преодолев на поезде более 150 километров,   приехал в столицу Баварии - Мюнхен, где пребывал некоторое время. Далее он покинул Германию и далее его путешествие продолжилось уже во Франции. В Париже он встретился со своими родственниками и провел там целый месяц (1, c. 52). Во французской столице он изучал исторические памятники и посещал церкви и музеи. Здесь cостоялось его знакомство с католическим епископом, доктором Адольфом Кюри (Adolf Küry;1870-1956), возглавлявшем в те годы Старокатолическую церковь (Христианско-католическая церковь) Швейцарии и поддерживавшем хорошие отношения сПравославной Церковью. Cтарокатолики свидетельствовали о своей приверженности догматам и канонам Древней Неразделенной Церкви. По всей вероятности, отец Климент решил более глубоко познакомиться со старокатолицизмом, чтобы написать в Болгарии книгу об особенностях этой Церкви.   Старокатолицизм как группа национальных церквей возникла в 1870-е годы вследствие неприятия частью духовенства Римско-католической церкви решений Первого Ватиканского собора: догмата о непогрешимости папы римского и догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Помимо этого старокатолики отвергали такжефилиокве — догмат об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Иеромонах Климент выразил желание послушать в Швейцарии цикл лекций и епископ Адольф Кюри предоставил ему жилье в пансионате Берна и помог ему записаться для слушания лекций во время зимнего семестра при богословском факультете местного университета. После завершения учебы в феврале 1934 года отец Климент решил отправиться в обратный путь из Швейцарии в Болгарию через Италию.С целью знакомства и изучения историко-культурных памятников отец Климент по нескольку дней останавливался в Милане, Флоренции, Болонье и Риме. Из Вечного Города   его путь лежал в Геную, Венецию и Триест. Далее он направился в Белград и оттуда приехал в Софию. В Рильский монастырь он возвратился 21 марта 1934 года.

Итогом путешествия монаха Климента по Европе стали следующие опубликованные им работы:

1. Литургията на старо-католиците.- Пловдив, 1935. -13 стр.

2. Старокатолицизм, негова история и вероучение.- Пловдив, 1936. -157 с.

3. Ново-езическо движение в Германии.- Пловдив. 1936.- 68 с.

Чудотворная икона Божией Матери «Осеновица»

- святыня Рильского монастыря

По решению Святого Синода в 1933-1934 гг. в Рильском монастыре вводится штатная должность секретаря с месячным вознаграждением (1, с. 52) и эту работу выполняет отец Климент. 30 марта 1934 года Святой Синод назначил отца Климента ефимерием ( старшее по административной власти духовное лицо в монастыре.- Примечание А.Х.).С середины 30-х годов начинается активная издательская деятельность монаха Климента. С 1935 года он сотрудничает с церковной прессой Болгарии. Его богословские статьи и заметки появляются в изданиях «Църковен вестник», «Духовна кyлтура», «Православен миссионер» и др. В эти годы монах Климент подготовил и две книги, посвященные житию святого Иоанна Рильского и его чудесам, истории Рильской обители и чудесам высокочтимой в Болгарии иконы «Божия Матерь Осеновица»:

1.Животът на св. Ивана Рилски. Историята на Рилския монастир. Пътеводител из Рилския монастир.- Дупница, София, 1937 -1947 ( 10 изданий);

2.Чудесата на св. Ивана Рилски и чудотворната икона на Пресвятая Богородица «Осеновица» в Рилския монастир.- Дупница, София, 1937 -1946 (7 изданий).

Эти книги имели успех у читателей и в разные годы переиздавались   до 10 раз.   Монах собирает материалы к другим своим книгам: в 1938 году в Пловдиве выходит его книга о могаметанстве (религия Мухаммеда). В 1940-1941 годах вышли в свет его книги на богословские темы: «По въпроса за различията в служебниците.-Пловдив, 1940 и „Наръчна книга за духовен живот». Том 1.- София, 1941. В 1941 году он выпускает на немецком языке небольшую книгу на немецком языке о Рильском монастыре («Das Rila Kloster».

Архимандрит Климент Рильский в 1939 году

В конце января 1938 года решением cобора монастыря монах Климент назначается на должность библиотекаря. Знаменательным событием в его жизни явилось решение Святого Синода от 31 декабря 1939 года о возведении иеромонаха Климента в сан архимандрита.

 

Отец Климент решил приобрести профессиональные знания по библиотековедению, поэтому летом 1940 года в городе Левеч он посещал библиотечные курсы и 28 августа успешно их завершил, получив специальное свидетельство. Кроме того, с 1939 по 1940 год он заочно учился в Кооперативной школе Софии и с отличием завершил учебу, получив диплом, где указана его специальность «кооперативный счетовод» (1, с. 54). В эти же годы он он продолжает заниматься издательской и переводческой деятельностью. На русском языке выходит в 1950 году его книга «Рильский монастырь». На болгарском языке в 1958 году он выпускает в сокращенном переводе книгу Никодима Святогорца «Невидимая брань».

Среди других послушаний, которые до 1961 года выполнял в Рильском монастыре архимандрит Климент, была работа в качестве советника по оценке старинной   церковной утвари и председателя «музейного совета по старине», ведение в 1951 -1952 гг. книги «кондиката», где   записывались имена братии для их вечнаго поминовения, книги протоколов монастырского собора (1, с. 55) и книги отчетности монастырского хозяйства. Кроме тогo, по просьбе игумена он проводил по вечерам для братии духовные беседы и произносил в храме проповеди. Так, начиная с 1952 по 1961 год им проведено 259 бесед и произнесено 186 проповедей (1, с. 56).

С 20 мая по 5 июня 1958 года архимандрит Климент с благословения   монастырского правления и лично Болгарского Патриарха Кирилла в составе экскурсионной группы «Балкантурист» совершил поездку в Совeтcкий Союз, где посетил Киев, Ленинград и Москву.

В январе 1959 года настоятель епископ Стобийский Варлаам, управлявший Рильской обителью с апреля 1949 по ноябрь 1961 года, назначил архимандрита Климента «референтом, докладчиком, экскурсоводом и библиотекарем» с месячной зарплатой 668 левов (с. 56).

В 1961 году власти Болгарии неожиданно для братии решили закрыть Рильский монастырь и превратить его в культурно-исторический заповедник. 9 ноября года того же братия обители по решению Святого Синода начала переезжать в Бачковский монастырь. Это — второй по величине после Рильского православный ставропигиальный мужскоймонастырь Болгарской Православной Церкви. Находится он в регионе Родопских гор на правом берегу реки Чаи, в 189 км от Софии.

В своих дневниках архимандрит Климент записал, что 25 декабря 1961 года ему была назначена пенсия в размере 63 левов 30 стотинок и что в мае-июне 1962 года он работал в библиотеке Рильского монастыря и одновременно занимался оформлением своей 61 келлии, которая получила наименование «образцово-показательной келлии», а опись всех находившихся в ней предметов мебели и документов  была передана директору Национального музя Анчо Анчеву (1,с. 57).

После первой зимы 1961-62 года, проведенной в Бачковском монастыре, отец Климент написал прошение   Патриарху Болгарии Кириллу, где просил разрешения переселиться в церковный дом при храме Пресвятой Богородицы в Благоевграде, oднако ему было   отказано в этом. Причины обращения в Патриарху с такой просьбой неизвестны, и в мае 2013 года их не могли   прокомментировать монахи Рильского монастыря. В августе 1962 года Святой Синод принял решение зачислить архимандрита Климента в число братии Бачковской обители.

В ночь с 8 на 9 февраля 1964 года у отца Климента резко повысилось кровяное давление и достигло 230 единиц. После этого случая он стал внимательно следить за своим здоровьем и в своем дневнике записал, что это могло произойти из-за нервного состояния   или перемены климата после 40 лет жизни в Рильских горах, где   на высоте 1 147 м расположена Рильская обитель, в то время как Бачковский монастырь находится на морской равнине высотою не более 400 метров.

В октябре 1965 года отец Климент принимает участие в работе комиссии по составлению списка экспонатов в монастырский музей. В январе 1968 года ему поручено написать брошюру об истории Бачковского монастыря, которая и была опубликована Синодальным издательством 56 стр.

24 марта 1966 года он был удостоен научной степени кандидата богословия и ему вручен специальный диплом.

26 марта 1969 года Святой Синод принял решение о возвращении отца Климента в Рильский монастырь. Несмотря на то, что он приложил в письме на имя Патриарха Болгарии Кирилла медицинский документ об атеросклерозе и гипертонии и рекомендацию врачей o желательном проживании ему не в горах, а на высоте не более 900 метров, его просьба о дальнейшем проживании в Бачковском монастыре не была удовлетворена. Своеобразным утешением монаху послужило благословение Cвятого Синода - совершить с 20 по 25 июня 1969 года на пароходе короткое путешествие из Пловдива в город своего детства и юности - Одессу.В августе того же года он был назначен на должность библиотекаря Рилького монастыря с месячным пособием в 30 левов.

Работа в библиотеке располагала к творчеству и архимандрит Климент, используя свои долголетние дневниковые записи, начинает писать свои воспоминания. В 1969 году он завершил работу над двумя томами «Воспоминания из моей жизни. Рильский монастырь (1922 -1961)» („Cпомени из живота ми. Рилски монастир (1922 -1961)».

Свой дневник он писал аккуратным почерком в зеленых и голубых тетрадках, каждую из которых он нумеровал и указывал на обложке даты. Далее тексты дневников перепечатывались в нескольких экземплярах на пишущей машинке и составляли   толстые рукописи в синем переплете. В них представлены не только хроника жизни и деятельности Рильского монастыря на протяжении нескольких десятилетий, но и личные рассуждения относительно крупных общественно–политических событиях в Болгарии и СССР. Некоторые записи представляют сводку событий Второй мировой войны или сообщения об актуальных событиях в правительственных кругах Софии, комментарии газетных или радионовостей. Так, 7 мая 1945 года архимандрит Климент Рильский сообщает о «радостной Победе в Великой Отественной войне» и о том, как монахи совершили благодарственный молебен о капитуляции Германии.

Иногда в дневниковых записях пересказываются услышанные монахом анекдоты на политические темы или записи повествуют о капризной погоде в Рильских горах и времени выпадения первого снега на монастырском дворе (1, c.26). Отец Климент откликается и своими   рецензиями на статьи в газете «Отечествен фронт» и других СМИ, если они посвящены Рильской   обители. Так, в дневниках середины 40-х годов отец Климент рассказывает о смерти и захоронении на территории Рильской обители болгарского царя Бориса III (1894 —1943): «28 августа 1943 поступило сообщение о смерти царя Бориса III». За 13 дней до этого известия болгарский монарх в удрученном состоянии вернулся после двухдневного визита в Германию в Софию, а 17 августа отправился в загородную резиденцию в Рильских горах, где пробыл до 23 августа. Возвратившись в столицу, он сразу же пожаловался на плохое самочувствие и через некоторое потерял сознание в своем рабочем кабинете. Отец Климент рассказывает в своих документах, что «1 cентября принято решение хоронить его в монастыре»; «5 сентября состоялось погребение царя». Прослеживая далее тему царя Бориса в дневниках отца Климента, находим у него, что «24 апреля 1946 годa в монастыре по приказу властей из Софии в монастырской церкви извлекли останки царя Бориса» и 6 мая они были перенесены во Вранья - неофициальную резиденцию болгарских монархов на окраине Софии. (Далее - в парке или в другом, до сих не известном месте, тело Бориса III было тайно перезахоронено, а после падения коммунистического режима забальзамированное в особом растворе его сердце было перенесено в Рильский монастырь и похоронено в здании церкви «Рождества Богородицы».- Примечание автора).

Он сделал фотоснимки всех братьев монастыря и после оформления альбома передал его в библиотеку В 1949 году он сделал опись всех документов имеющихся в монастрыском архиве и передал этот материал в архивный фонд Государственного архива Болгарии.

Подробно рассказывает о жизни иеромонаха Павла Рильского (1874-1949), о котором в 2011 году болгарский архимандрит Серафим (Алексиев) выпустил в Софии книгу ( см.: 3 ). Он сообщил о внешних обликах и жизни монахов Нифонте, Анфиме, Иоасафе, Кирилле, Самуиле, Синесии, иеродиаконе Дионисии,   иеромонахах: Милетии, Викентии, Гаврииле, Пахомии, Сергии, Арсении и др.

Митрополит Алексий и

архимандрит Климент Рильский.

Фото Рильского монастыря

Короткие дневниковые записи отца Климента дают представление и о том, как в Рильской обители развивались русско-болгарские церковные отношения. В его архиве содержится информация о том, что 15 мая 1953 года монастырь посетила делегация Русской Православной Церкви, возглавляемая митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (1870-1955) и митрополитом Минским и Белорусским Питиримом ( 1887 —1963).

 

В 1957 году 17 сентября монастырь посетили митрополит Минский и Белорусский Питирим и епископом Берлинским и Германским и управляющим Смоленской епархией Михаилом (1912—1985).

В альбоме отца Климента сохранились фотографии о встрече в 1985 году в Рильском монастыре митрополита Таллинского и Эстонскиго Алексия- будущего Патриарха Московского и всея Руси), пребывавшего в Болгарии в составе делегации Русской Православной Церкви. Подробности этой встречи отсутствуют в тех архивных документах, которые изучал автор этого материала.

Дневники отца Климента в краткой форме фиксируют пребывание в обители не только представителей Церкви но и деятелей российской культуры и делегаций из бывших советских республик с которыми встречался архимандрит и вел на русском языке рассказ об истории Рильского монастыря и подвижнической жизни его монахов.Так, 1 марта 1959 года монастырь посетил директор Русского музея советский и российский искусствовед, собиратель произведений искусства Пушкарёв Василий Алексеевич (1915 – 2002).

Архимандрит Климент Рильский 
среди гостей из Донбасса. 
Фото монастыря

 

 

В 1980 году отец Климент встретился с делегацией общественности из Донецка и Донецкой области, что запечатлено   на одной из фотографий и кратким комментарием к ней.

Дневники и воспоминания архимандрита Климента Рильского дают представление о русском присутствии в болгарском монастыре в середине ХХ века. В обители подвизались, жили или работали представители русской эмиграции, выехавшие за рубеж после событий 1917 года в России и волею судеб оказавшиеся на Балканах. Записи на эту тему достаточно краткие, но из них можно узнать, что в Рильском монастыре подвизался архимандрит Сергий (Марчевский), уроженец города Тулы, родившийся в 1878 году и скончавшийся 15 июня 1958 года. Какие-либо детали из биографических данных отсутствуют, но даже упоминания о русских людях тоже важны.

Несколько подробно повествуется о русских врачах. Так, в 1932 году монастырь остался без врача. В этот же год обитель посетил русский эмигрант Павел Антонович Гарньер, врач по профессии, которому насместник обители, архимандрит Кирилл предложил поселиться в монастыре и обслуживать братию. Врачу обещали бесплатное жилье с освещением и отоплением, а также денежную помощь ( с.80). Из общения с ним отец Климент узнал, что доктор фон Гарньер, будучи студентом медицинского института, участвововал в спасении пострадавших 17 (29) октября 1888 года во время крушения императорского поезда на 295-м километре линии Курск — Харьков — Азов, южнее Харькова, у станции Борки.

Катастрофа под Харьковом в 1888 году.
Фото из интернета

 

Как известно, cпасение императорской семьи в официальной печати и в церковной традиции интерпретировалось как чудесное, поэтому на месте катастрофы был воздвигнут православный храм.

Отец Климент рассказывает в своих записях и о другом русском эмигранте-пенсионере, тоже выполнявшем в монастыре функции монастырского доктора – Александре Алексеевиче Рязанове (2,с. 81) родом из села Юрьево Тамбовской губернии. Рязанов скончался в монастыре 6 марта 1958 года в возрасте 78 лет.

В воспоминаниях, датированных 1957 годом, архимандрит Климент Рильский   рассказывает и об известном об иконописце Николае (урожд. Георгий) Николаевиче Шелехове (1912 -1981), уроженцe Варшавы, переехавшем в 1932 году в Софию и обучавшемся там до 1936 года в Духовной академии. В ноябре 1932 года Георгий Шелехов был   рукоположен архиепископом Серафимом (Соболевым) в иерейский сан и в монашестве принял имя Николай. В 1953 – 1961 гг. он жил в Рильском монастыре и организовал там большую иконописную мастерскую и выполнял заказы для многих храмов, монастырей и епископов Болгарской Церкви. Он написал иконы для зала гостей Рильского монастыря и впервые расписал храм новой церкви св. Феодосия. Еще будучи в монастыре, у иеромонаха Николая в 1960 году в Софии родился сын Александр и ему пришлось оставить сан и снять с себя монашеское одеяние.

Отец Климент в 1980 г. Фото монастыря

 В 70-годы и до конца жизни архимандрит Климент безвыездно находился в монастыре и выполнял свои основные послушания – секретаря и библиотекаря.

 

В конце сентября 1971 года в составе группы от «Балкантуриста» отец Климент совершил поездку в Румынию c посещением Бухареста, Плоешти и других городов.

Он работал над вторым томом своей книги о духовной жизни («Наръчна книга за духовен живот»), которая вышла в свет в 1977 году.

Архимандрит Климент Рильский в 1985 году

Первую часть его машинописного издания «Воспоминания из моей жизни. Рильский монастырь (1922 -1961)» прочитало монастырское начальство, которое осталось недовольно тем, что в рукописи подробно рассказывается о братии. Отцу Клименту предложили изъять эти страницы, но он отказался. В одном из своих писем он беспокоится о том, чтобы не уничтожили и вернули   ему назад первый экземпляр рукописи. Как сообщил автору этих строк нынешний секретарь Рильского монастыря архимандрит Леонид (Генчев), первая часть воспоминаний архимандрита Климента Рильского в целости и сохранности находится в монастырской библиотеке.

Могила архимандрита Климента Рильского

на монастырском кладбище.

Фото автора.

В конце ноября 1985 года архимандрит Климент неожиданно почувствовал резкие боли в области желудка и его отправили на лечение в городскую больницу Дупницы. После исследования врачи установили заболевание язвы, но, учитывая возраст больного, его решили не оперировать. В ночь на 2 декабря архимандрит скончался. Когда утром в больницу прибыл монах Виталий, дежурный врач сообщил ему скорбную весть, которая мгновенно стала известна братии Рильского монастыря и всем монашествующим Болгарии.

…Похоронили архимандрита Климента при большом стечении верующих на монастырском кладбище.

Литература:

1. Климент Рилец, aрхимандрит. Биографии на Рилските братя.

2. Cпомени из живота ми. Рилски монастир (1922 -1961).Часть II.-1969.

3. Cерафим (Алексиев), архимандрит. Схимонах Павел Рилски.-София: Прав. изд. «Св. ап. И евангелист Лука».-2011.

4. Климент Рилец, aрхимандрит. Организация библиотеки-читальни (машинопись, 38 стр.)

5. Климент Рилец, архимандрит. Дневник. Т.I. Рильский монастырь (11.04.1944 -04.11.1961).-311 cтр.